Режим дня в жизни ребёнка

 

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.

Режим дня - это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту.

Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха - сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.

Ужинать нужно за 1 - 1,5 ч до сна. У ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Комнату перед сном необходимо проветривать. Все дети любят, когда мама или папа перед сном почитают им книжку.

Проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели и после туалета сделать утреннюю зарядку. Это создает бодрое настроение, улучшает дыхание, кровообращение, повышает тонус мышечной системы, улучшает обмен веществ и возбуждает аппетит. Зарядка проводится обязательно при открытом окне. Зарядку нужно делать в трусах, майке, босиком.

Обычный комплекс утренней зарядки для дошкольников включает ходьбу, дыхательные упражнения, корригирующие осанку (повороты, наклоны, приседания), кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ним.

Ребенок должен самостоятельно научиться мыть лицо, уши, чистить зубы. Когда ребенок одевается, убирает постель, взрослые должны помогать ему как можно меньше.

Ребенка следует кормить в точно установленное время. Некоторые родители не соблюдают этого требования, что создает определенные трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Очень важно, чтобы дети не сидели за столом в ожидании еды - это быстро вызывает утомление и снижает аппетит. Ребенок не должен отвлекаться от еды. Вкус пищи, ее температура и то, как она подана, - все это имеет большое значение для правильного пищеварения. Многие родители, бабушки, чтобы ребенок лучше ел, пытаются развлекать его сказками, мультфильмами. Это вредно, так как интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что также снижает аппетит. После завтрака полезно организовать спокойные игры или занятия.

Детям дошкольного возраста выделяется специальное время для занятий рисованием, вырезанием, лепкой, счетом и т.д. Продолжительность таких занятий у детей 3-4 лет 15-20 мин, у детей 5-6 лет 30-40 мин. Нужно чередовать виды деятельности, каждые 20-25 мин делать перерыв. Остальное время предназначается для игр.

Целесообразно организовать занятия детей после завтрака. Любое занятие идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением, а для этого нужно, чтобы родители хотя бы в какой-то мере владели мастерством педагога. Вам надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно, заинтересовать ребенка, чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры. Содержание занятий следует менять день ото дня с тем, чтобы поддержать внимание ребенка и заинтересовать его. Как только Вы заметите, что у малыша пропал интерес к занятию, лучше его прекратить и занять ребенка какой-то подвижной игрой. В теплые дни надо так распределять время, чтобы все игры и занятия проходили на свежем воздухе.

Ребенку нужно находиться как можно больше на открытом воздухе: летом - в течение всего дня; весной, осенью и зимой - по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. На прогулке подвижные игры должны чередоваться с более спокойными. В жаркую погоду необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегревался, вовремя напоить его, увести в тень; зимой во время прогулки приучать его больше двигаться. Нельзя кутать детей и надевать одежду, стесняющую движения и затрудняющую дыхание.

Дети любят, если их игра приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо почаще предоставлять им такую возможность. После активной прогулки у них появляется хороший аппетит. Если же ребенок на прогулке мало двигался, или, наоборот, был сильно возбужден и утомлен прогулкой, то он ест неохотно, медленно, не съедает положенной порции. После еды ребенок обязательно должен прополоскать рот кипяченной водой.

Во время сна форточка (зимой) или окно (летом) должны быть открыты, причем допустимо снижение температуры воздуха в комнате до 16-15 °С. Легкое движение прохладного воздуха способствует быстрому наступлению глубокого сна, во время которого ребенок особенно хорошо отдыхает. Если есть возможность, полезно днем укладывать спать детей на воздухе - в саду или на балконе. Напоминаем, что сон так же, как и аппетит, зависит от поведения ребенка во время предшествующего бодрствования.

Хорошо выспавшись, ребенок пробуждается бодрым, веселым. Дневной сон обязателен для детей раннего и дошкольного возраста.

После вечерней прогулки дети моют руки и лицо, 10-15 мин отдыхают и затем ужинают.

Перед сном нужно занять ребенка какой-нибудь спокойной, не слишком впечатляющей игрой. Лучше всего для этого подходят кубики, мозаика, лепка, рисование.

Перед ночным сном ребенок обязательно чистит зубы, моет лицо, руки, ноги, самостоятельно расстилает постель, складывает одежду.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми - полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.

12.05.2020г.

Харисова А.В.

Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. 

На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Игра - ведущая деятельность ребёнка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т.д. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек. Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. 

Создание игровой среды в домашних условиях

Современные родители много читают, следят за всеми новинками в Интернет-магазинах, используют массу всевозможных пособий и интерактивных игрушек в общении с ребенком.

Проблема заключается в том, что при приобретении игр и игрушек не учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Среди детских игрушек трудно ориентироваться. В магазине «глаза разбегаются», подобрать хорошую игрушку проблематично. Помогут Вам советы специалистов-педагогов и психологов.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

  • Достаточно, если у ребенка будут 2-3 разные куклы: тряпичные, пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды, маленькие «пупсики»;
  • Набор кукольной посуды, коляска, мебель для кукол,

«предметы гигиены» для кукол (расчески, щетки и пр.), «продукты питания» (наборы фруктов и

овощей);

  • Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределенного назначение, способные стать предметами-заместителями (н-р, колечки, шарики, кусочки ткани); • Игрушечные животные - маленькие и средних размеров, а также атрибуты для разыгрывания сюжетов с ними;

Матрешки, пирамидки, кубики, простейшие конструкторы, коврикитрансформеры;

  • Игрушки-забавы (заводные и народные игрушки-дергунчики) и музыкальные (игрушки со звучащими кнопками, дудочка, бубен, барабан и др.);
  • Игрушки-орудия (совочки, лопатки, молоточки, грабли и др.), соразмерные руке ребенка, а также сачки, формочки для игр с песком и водой, мячи;
  • Динамические игрушки и различные машинки.

Упреждающие меры.

Умения и навыки уборки игрушек - это не только привычка, но и проявление такого качества

характера, как аккуратность и умение самоорганизовать себя.

Воспитывается это с раннего детства. Но помните: это деятельность - со взрослым. Значит, и организовывать ее нужно по-другому: «Давай вместе будем убирать игрушки... Вот так - смотри!... Уже чуть-чуть осталось!... Молодец!». А потом еще и перед папой похвалить, как вы вместе быстро и хорошо убирали игрушки. Ребенок, пусть вроде и не слушает, все поймет.

Если игрушка используется как средство поощрения.

Поощряйте только хорошее поведение, а не прекращение плохого. Используйте вознаграждение новой игрушкой только за те поручения, которые действительно будут испытанием для ребенка, а не за то, что он умеет делать мгновенно.

Если игрушка используется как средство наказания.

Можно унести из комнаты ребенка некоторые игрушки на время наказания. Однако следует учитывать, что дети еще плохо понимают долгосрочность событий, поэтому не стоит увеличивать длительность такого наказания, т.е. если 15 минут без любимой игрушки не дадут желаемого эффекта, добавьте что-то новое, вместо того чтобы растягивать первое наказание до целого часа.ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРУШКИ

Такие игрушки сегодня - одна из самых «модных тем» для обсуждения молодых родителей в Интернете. Остановимся на некоторых из них. Мягкие игрушки в виде собачек, котят и др. Это такие подушки, которые подогреваются и укладываются спать вместе с ребенком. Их «интерактивность» заключается в успокаивающем и расслабляющем воздействии на ребенка, формирование положительных эмоций и ощущений, связанных с отходом ко сну. Однако негативность данного воздействия заключается в том, что такая «одушевленная» игрушка заменяет тепло материнских объятий, ласку взрослого по отношению к ребенку. Приучает его к тому, что его внимание и тепло должны быть перенаправлены с живого, «настоящего» на «ненастоящее», неживое - это создает условия для притупления социальных эмоций ребенка. Интересными с точки зрения развития ребенка являются ярко иллюстрированные книжки-игрушки со звуковыми эффектами.

С одной стороны текст и набор кнопочек с картинками, с другой - большая сюжетная картинка, отражающая содержание маленького рассказа для детей или песенки. Здесь для совместного действия нужны все трое: ребенок, взрослый и книга. Таким образом формируется культура семейного чтения и досуга. Данный вид игрушек

является своеобразным мостиком от игрушек и книге. Развлекательное и познавательное значение имеют книжкира - складушки и книжки-панорамы. Эти игрушки действительно можно назвать интерактивными .

 


Полезные сайты

  • https://www.solnet.ee - Детский портал «Солнышко»

Развлекательно-познавательный портал для детей. Игротека, мультфильмы, зоопарк, детский журнал, книга сказок, сценарии праздников, фотогалерея.

  • https://www.montessori-press.ru - Интернет журнал «Монтессори»

Все о системе Марии Монтессори.

  • https://vkids.ru- Virtual Kids

Развлекательно-познавательный сервер для детей и подростков. Детские он-лайн игры для детей от 3-х лет: головоломки, загадки, пазлы и др. Развивающие игровые пособия для малышей: азбука, ноты, рисование.

  • https://www.kinder.ru - Интернет для детей

Каталог детских ресурсов

  • https://www.niworld.ru/index_skazki.htm - «Ваше Величество Сказка»

Сказки на все времена - бережно собранные и проиллюстрированные сказки притчи, хикаяты, фольклор разных времён и народов. Все сказки с картинками.

  • https://www.zooclub.ru/tales. - «Зооклуб все о животных»

Сказки о животных. Сказки народов мира, русские народные, народов России, книги для детей о животных

  • https://lel.khv.ru/poems/poems.phtml - Стихи и песни для детей.

База данных - текстов стихов, песенок, загадок и считалок для детей по темам: Новый год, 8 марта, азбука, весна, День рождения, животные и др.

  • https://www.murzilka.org/ - «Мурзилка»

Электронная версия журнала для детей. Свежий выпуск. Познавательные материалы: история и достижения науки и техники. Сказки, сказочные повести, рассказы.

  • https://www.raskraska.ru - Раскраски и рисунки для детей
  • https://www.smeshariki.ru - Анимационный сериал для всей семьи «Смешарики»
  • https://www.kinderino.ru/main.html - Страна Киндерино
  • https://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека. kidsbook.ru - Электронная библиотека детской литературы.
  • https://gogul.tv/ - Детский интернет браузер Гогуль. Защита детей от нежелательного контента, контроль за интернет-серфингом.
  • https://www.lego-shop.ru - Конструкторы «LEGO» Конструкторы Lego из Дании по оптовым ценам для розничных покупателей. Всегда полный ассортимент. Доставка, подарки.
  • https://www.barbie.com/default_0.asp - Барби Всё про Барби. Официальный сайт компании.
  • https://www.ogo-gorod.ru - Ого-Город®
  • ДЕТСКИЕ СТРАНИЧКИ ИНТЕРНЕТ -Gublibrary.ruwww.gublibrary.ru/link/link2.html‎
  • https://www.viki.rdf.ru/item/71/download/- Презентации для детей
  • https://www.razvivashki.ru/razvivashki/byAge/2/- Развивашки
  • https://www.unn.ru/folklore/potigr.htm- фольклор
  • https://detstvo.ru/media/ - Песни из мультфильмов
  • https://www.webbaby.ru/- Сайт для родителей
  • https://www.cofe.ru/read-ka/- Почитай-ка
  • https://literacycenter.net/play_learn/english-language-games.php#- Английский язык
  • https://www.ourkids.ru/Games/KNIGA/BOOK/Doc1.htm - Развивающие упражнения
  • https://www.detgazeta.ru/- Детская газета
  • https://www.newart.ru/video/podelki2.htm - Поделки своими руками

 Материал для подготовки к самому лучшему НОВОМУ ГОДУ

1. ИДЕИ ЗИМНИХ И НОВОГОДНИХ ПОДЕЛОК (ТВОРЧЕСТВА) - https://vk.com/album-87173778_249741470
2. ШАБЛОНЫ СНЕЖИНОК - https://vk.com/album-87173778_249740168
3. ПОДЕЛКИ ИЗ ВАТНЫХ ДИСКОВ - https://vk.com/album-87173778_249741357
4. БЛАНКИ ПИСЕМ И КОНВЕРТОВ ОТ ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКИ - https://vk.com/album-87173778_249741247
5. ШАБЛОНЫ ПИСЕМ И КОНВЕРТОВ ДЕДУШКЕ МОРОЗУ - https://vk.com/album-87173778_249741147
6. ШАБЛОНЫ ВАРЕЖЕК И ИХ ПОДЕЛКИ - https://vk.com/album-87173778_249741019
7. АЛЬБОМ ИДЕИ "В ОЖИДАНИИ НОВОГО ГОДА" https://vk.com/album-87173778_249739106
8. АЛЬБОМ "НОВОГОДНИЕ СТИШКИ" - https://vk.com/album-87173778_249782048


1.12.2019

Поможем зимующим птицам

 

Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил:

У кормушки должно быть 2 отверстия (вход и выход), чтобы птица не боялась залетать в кормушку.

Отверстия должны быть широкими, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом.

У кормушки должен быть сделан порог, чтобы корм не рассыпался. Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. Семена клена и ясеня

Семена этих деревьев носят название крылатки. Большая их часть облетает с деревьев осенью и становится недоступной для птиц. Крылатки собирают осенью и вывешивают на кормушки. Их любят поедать снегири, свиристели и некоторые другие посетители птичьих столовых.

Сушеная рябина,боярышник

Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей - снегирей и свиристелей. Плоды нужно заготовить и высушить заранее, с осени.

Семена подсолнечника

Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника делает их важным источником энергии. Этот универсальный корм для зимующих птиц могут поедать как различные зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы.

10.12.2019 

 Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка

 

 Игры с пальчиками, развивают мозг ребёнка, положительно воздействуют на речевые функции, и здоровье ребёнка, помогают убрать напряжение, снимают умственную усталость, стимулируют творческие способности, фантазию, ребёнок получает новые тактильные впечатления.

Пальчиковые упражнения и игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики, и речи ребёнка, в их единстве и взаимосвязи.

В ходе пальчиковых игр, у детей, вырабатывается - концентрация внимания на одном виде деятельности, ловкость, умение управлять своими движениями. Руки становятся послушными, что помогает ребёнку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в дальнейшем, и при письме.В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем: «Идёт коза рогатая», «Ладушки...», «Сорока - белобока...». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их ещё в том, что они мгновенно переключают внимание ребёнка, с капризов, нервозности на телесные ощущения (успокаивают).

Это ещё, и прекрасное занятие, когда ребёнка больше нечем занять, например, в дороге. Интерес у детей, к пальчиковым играм огромен. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребёнком и взрослым.Формируя интерес к играм - необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки, и другие литературные произведения.Рекомендации и советы для родителей:

- Упражнения с пальчиками, следует выполнять, в медленном темпе и с осуществлением показа. Большое значение имеет, мимика и речь взрослого. Взрослому, для выразительного исполнения - следует выучить стихотворение наизусть. Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого;

- Помогайте ребёнку координировано, и ловко манипулировать пальчиками;

- Обращайте внимание на то, как ребёнок выполняет упражнение;

Самые простые упражнения - это изображения при помощи пальчиков различных фигурок:

«Очки» - соединить в кольцо большой и указательный пальцы, каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Коза» - казательный мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони.

В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь, и движения рук:

1. Водичка, водичка, умой моё личико... (выполнение действий в соответствии с текстом)

2. Полетели птички, птички - невелички (пальцы переплетены, ладони сжаты). Сели птички, посидели, опять полетели! (поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стихотворения).

Желаем успехов в воспитании ваших детей!

30.12.2019

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития

подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Выполнение совместно с родителями упражнений артикуляционной гимнастики: «Бегемот», «Лягушка», «Слоник», «Лошадка».

Дыхательная гимнастика.

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания:

 Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки (выполнение с родителями)..

 Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши различной толщины, стараясь сдвинуть их с места (выполнение с родителями).

 Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

 Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе (выполнение с родителями).

 Надувать резиновые игрушки, шарики.

 Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.

 Пускать мыльные пузыри.

Примечание. Дыхательные упражнения выполнять не более 5 раз для исключения возникновения у ребенка головокружения.

Упражнения для развития голоса (выработки мягкой голосовой атаки) и речевого дыхания

Пропевание гласных на выдохе: укачивание куклы: аааааааааа..... паровоз гудит: уууууууууу.....

крик в лесу: ау....... плач ребенка: уа....

Упражнения на изменение силы голоса

 Игра «Едет паровоз». Паровоз приближается: уууУУУ....; Паровоз удаляется УУууу....

 Проговаривание речевого материала (шепотом, тихо, нормальным голосом, громко): слоги, слова, предложения с определенными гласными звуками, акцентируя на них внимание (например: Оля охала; Элла пела)

 Счет от 1 до 5 на плавном выдохе.

2.02.2020

 Игры на кухне  

 

Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно использовать тарелки разных цветов. Насыпайте, например, фасоль и считайте, в какой тарелке больше, в какой меньше. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, так как она тоже зеленая и любит этот цвет . Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками.

С мешайте несколько круп - поиграйте в игру «Помоги Золушке» - отберите одну крупу от другой.

Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Макаронные изделия - хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Играем с крышками. Игры с крышками очень полезны для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия - большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте ребенку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть ребенок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Волшебная скорлупа. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла - все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики - губки по воде или крышки от бутылок. Можно на кораблики сажать моряков - например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые  и так далее.

8.04.2020г

Лисица Ю.А.

 Игры по развитию речи детей младшего возраста

 

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.

Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», - вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Общие слова

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты..., рыб..., мебель..., птиц...

2. Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги - это...

молоток, пила, топор - это...

сосна, берёза, клён - это...

Цветные предложения

К сожалению, часто дети знают только 3-4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

Назови ласково

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка - чашечка, ложка - ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый. Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная) Задание детям :

1.Кто больше назовет свойств предмета. 2.Кто больше назовет возможных действий с предметом. (Из книги Е. Сербиной "Развивающие игры для детей")

Шаги

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата. 4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Путаница

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой -

У апельсина цвет ... голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака ... мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две ... курицы.

Известно каждому ребенку -

Корова - мама ...жеребёнка.

Отгадай слово

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу: «Лоша... », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.

Лошадки и поезд

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.

«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают.  

Лисица Ю. А.  17.10.2020г.